На современном этапе развития человеческого общества проблема сохранения здоровья подрастающего поколения продолжает оставаться актуальной.
Проведённые в последние годы исследования свидетельствуют о неуклонном ухудшении состояния здоровья детей и молодёжи России. Одной из основных причин такого положения является то, что у подрастающего поколения не сформирована устойчивая мотивация на здоровый образ жизни (ЗОЖ) и нет ясного понимания, как следует заботиться о своём здоровье. Школьники не всегда могут противостоять негативному влиянию со стороны окружающей среды. Развитие информационных технологий, ускорение темпов жизни также повышают требования к физической и психической выносливости детей, их адаптационным способностям.
Анализ исследований свидетельствует о том, что здоровье сбережение – явление многоаспектное и междисциплинарное. Важными факторами поддержания здоровья являются качество жизни и ЗОЖ человека.
Здоровый образ жизни – это образ жизни, основанный на принципах нравственности, рационально организованный, активный, трудовой, закаливающий и в то же время защищающий от неблагоприятных воздействий окружающей среды, позволяющий до глубокой старости сохранять нравственное, психическое и физическое здоровье.
Основное его содержание составляют следующие элементы:
- оптимальный уровень двигательной активности;
- закаливание, увеличение сопротивляемости организма неблагоприятным воздействиям внешней среды и заболеваниям;
- рациональное питание;
- соблюдение режима труда и отдыха;
- личная гигиена; экологически грамотное поведение;
- психическая и эмоциональная устойчивость;
- сексуальное воспитание;
- отказ от вредных привычек;
- безопасность труда и поведения, позволяющая избежать травм и других повреждений.
В связи с высокой актуальностью и значимостью проблем обеспечения, как здоровья населения, так и качества образования в настоящее время в образовании всё более распространённым становится термин «здоровье сберегающее образование».
Здоровье сберегающее образование обеспечивает необходимые условия для полноценного естественного развития обучающихся и способствует формированию у них осознанной потребности в здоровье, пониманию основ ЗОЖ, обеспечивает практическое освоение навыков сохранения и укрепления физического, психического и нравственного здоровья.
Здоровье сберегающее образование включает участников этого процесса, а также соответствующие цели (здоровье сбережения), содержание и здоровье сберегающие технологии. Здоровье сберегающие образовательные технологии можно определить как науку, искусство и обязанность так обучать и воспитывать учащихся, чтобы они могли потом вырастить здоровыми и счастливыми своих детей, будучи им достойным примером.